Вы ещё не с нами? Зарегистрируйтесь!

Вы наш автор? Представьтесь:

Забыли пароль?





Главная -> Статьи -> Великая Русская литература, где ты?

Великая Русская литература, где ты?

Автор: Борис Кунин
Информация о публикации: http://klauzura.ru/2011/07/boris-kunin-velikaya-russkaya-literatura-gde-ty/
Прислана / источник: http://klauzura.ru/
Раздел: Частное мнение

Расскажите друзьям и подписчикам!


Борис Кунин. «Великая Русская литература, где ты?»


Да что там уж – великая, хотя бы просто – Литература. Так даже и с маленькой буквы не сразу отыщется.

Не потому, что – нет. Есть, к счастью!

Только об этом мало кто знает.

Стоп, стоп! Я сейчас не о классиках, я – о современниках. О тех, кому признание следовало бы подарить при жизни. Потом, оно, конечно, тоже прекрасно. Для издателей. Гонорары платить не надо, да и с авторскими правами частенько … все «хорошо». Вот, кстати…


Издатели

Увы, давно уже нет таких.

Есть издательства. У которых – план, калькуляция, бюджет, отчетность, прибыль… Вот последнее слово так и хотелось написать с большой буквы. Потому что оно – главное! Определяющее сегодня все. Как отношение к тому, что издается, так и стиль общения с теми, кто это пишет.

Да, забыл еще одно понятие: конкуренция. Или – свободный рынок. Это уж как кому больше нравится. Сейчас в этом плане для издательств наступил просто «золотой век». Ибо в интернете есть free-lance.

Русского слова для этого понятия даже и подбирать не стали. А, зачем? Если литературу, в общем-то, практически свели к чтиву, то и с языком нечего церемониться. Кому он нужен сейчас, некогда великий и могучий? Какой-нибудь клерк из издательства написал бриф, на фрилансе нашли тех, кто пообещал все сделать быстро, креативненько и – главное! – недорого. Все, можно считать прибыль…

Представляете, сколько слов в предпоследнем предложении мне подчеркнула функция, ответственная в Word за правописание? А ведь все, вроде бы, написано по-русски…

Разумеется, издательство не может работать себе в убыток. Но, допустим, хотя бы 10% от прибыли можно было пускать на поиск новых талантов? Большинство издателей прошлого именно этим и занимались. В противном случае мир так никогда бы и не узнал о Бальзаке, Дюма, Гюго и многих других. Так они же сами читали, сами отделяли зерна от плевел.

Руководители же нынешних издательств… Интернет пестрит предложениями: «Издадим вашу книгу в кратчайшие сроки в шикарном оформлении и любым тиражом!». За ваши же деньги. Причем, большие.

То есть, сначала стань миллионером (желательно – долларовым), а потом уже начинай писать.

И что делать автору?

Можно «больше десяти лет своей жизни посвятить телевидению». Потом перейти на работу «пресс-секретарем в Торгово-промышленную палату. Как большинство деловых женщин, ценить семейный уют. А детективные романы писать в редкие часы досуга».

Это цитаты с последней страницы обложки многих книг Татьяны Устиновой.

Справедливости ради следует заметить, что написаны они весьма добротно. Вполне достойным русским языком. А роман «Мой личный враг» (как и одноименный фильм) автор этих строк перечитывал (и пересматривал) уже не один раз.

И именно в этой связи возникает законный вопрос, как можно писать СТОЛЬКО (и качественно – отмечу еще раз!) в редкие часы досуга? Или издательства тех, кто читает детективы, считают … людьми второго сорта? Которые проглотят все, что им ни предложи.

Впрочем, есть ведь еще и серия «Сибирский детектив» Маргариты Южиной. Не буду здесь приводить цитаты из случайно попавшего в руки на отдыхе «шедевра» «Парад нескромных декольте». Ибо лист тут же густо покраснеет от постоянного подчеркивания незнакомых проверке правописания «русских» слов.

Нет, они – русские. Без всяких кавычек. И так говорят сейчас многие. В замусоренном дворе многоэтажки, в заплеванном пивном ларьке… Только литература здесь каким боком? Та, которая – в идеале! – должна учить и воспитывать.

Как театр начинается с вешалки, так и название рассказа, повести, романа должно отражать то, что написано после оного. «Три мушкетера», «Горе от ума», «Витязь в тигровой шкуре», «Волкодав», «Лейна»… Но, в тексте выше упомянутого «детектива» декольте не фигурирует ни разу. Так, собственно, и героинь, которые могли бы его себе позволить, как-то не наблюдается. Да и, судя по их лексике, они-то и слова такого никогда не слышали.

Броский заголовок? Понимаю. Но, зачем же его «бросать» совершенно отдельно от текста произведения? Или я все-таки отстал в развитии? Это ведь «дамский детективный роман» из авторского цикла «Такие смешные женщины».

Простите великодушно, но, если героини Маргариты Южиной смешные, то кто же тогда ужасный?

В любом случае авторы российских детективов и не только их миллионов на этом деле, судя по всему, не заработали. В отличие, допустим, от Джоанны Кэтлин Ролинг, создательницы знаменитого Гарри Поттера. И она явно писала его не в редкие часы досуга.

Но вернемся к российским реалиям. Именно здесь родились доселе неизвестные остальному миру понятия, как «издательский проект Борис Акунин», «группа авторов, работающих под псевдонимом Евгений Сухов» и многие другие.

Да и сибирский отшельник Александр Бушков, даже работая по 36 часов в сутки, все равно не смог бы создать все то, что приписывают его перу. Один. К тому же стилистические и фактологические нестыковки многих его «сериалов» просто кричат об этом. Тем, кто умеет слышать, конечно.

Но их хотя бы издают. Что очень важно для любого автора. Всем же остальным приходится либо раскошеливаться, либо довольствоваться интернетом.

Во всемирной паутине сейчас неимоверно много различных литературных сайтов. Правда, злые языки утверждают, что свободно размещенные в сети произведения периодически «берут попользоваться». И имеют на этом деле весьма солидные деньги. Что ж, и так, наверное, бывает. За всем не уследишь и соломку каждый раз не подстелешь. Но это хотя бы дает возможность читателю найти что-то действительно стоящее. Среди десятков и сотен тысяч авторов. Если повезет, конечно.

Счастливые читатели

Хочется верить, что их все еще довольно много. Находят, находят они в сети действительно литературу. И короткие рассказы, и новеллы, и произведения более крупного объема.

Не всем, разумеется, удобно часами сидеть перед монитором, но, есть электронные и аудио книги, да и принтеры с бумагой в наше время стоят не совсем уж умопомрачительные деньги.

Находят! И пишут восторженные отзывы. Ждут появления новых произведений полюбившихся авторов. Рекомендуют своим друзьям и знакомым.

Вот только издатели (то бишь – руководители издательств) или меценаты среди них, как правило, не числятся.

А потом удивляемся, что молодежь либо ничего не читает, либо читает ТАКОЕ… Что издают, то она и читает. А, если одной из первых книг вдруг окажется «Парад нескромных декольте» или что-то аналогичное, то… Возможны варианты, как говорится.

Да и самые действительно добротно написанные детективы вряд ли что-то оставят в душе. А надо бы…

Или духовность ограничивается «обязательным» посещением храма два-три раза в году, а нравственность тем, что никого не насилуют в подворотне или ночном парке, а вызывают на дом. За деньги.

Про иные моральные категории, не говоря уже про десять заповедей, в этой связи как-то и упоминать неприлично.

Вот, чуть не забыл. Еще в сети регулярно проводятся различные литературные и иные творческие конкурсы. Для поиска новых талантов вы думаете? Нет, для очередного награждения приближенных. Правда, наиболее «честные» их устроители даже оставляют примерно процентов десять на участников со стороны. И некоторые из них иногда получают какие-то призы или дипломы.

Не главные, разумеется. Те зачастую расписаны уже на несколько лет вперед. Поименно. Чтобы никого из своих не обидеть.

«Голословные обвинения», – воскликнет кто-нибудь. Не голословные, но и не обвинения. Какой смысл? Так есть, так, похоже, и будет. К великому сожалению.

Пока все завязано на коммерции и звучных титулах вкупе с блестящими орденами, медалями и призами, ничего не изменится.

Вспомните, лауреатами каких литературных конкурсов были Достоевский и Пушкин, Дюма и Гюго, Джек Лондон и Вальтер Скотт? Так то же классики! Сейчас… А для своих современников они были просто известными, читаемыми и покупаемыми авторами.

Кстати, один из литературных сайтов провел как-то опрос среди своих читателей, попросив каждого назвать фамилии трех наиболее известных (и – любимых!) ныне живущих русских писателей. Грустная картина получилась.

Так что же литература?

А, ничего… С одной стороны она, безусловно, есть. Вот только дойдут ли написанные сегодня действительно талантливые произведения до наших далеких потомков или затеряются в дальних закоулках интернета – большой вопрос.

С другой же… Море детективов, женских романов, низкопробных пародий на фантастику и фэнтези – как среди этой россыпи ярких стекляшек найти алмаз? И, главное, кто будет искать?

Времена Сытина, Морозова и Мамонтова, похоже, безвозвратно канули в Лету. Писатели же, за редким исключением, во все времена были людьми небогатыми. Пока не становились известными. До этого же момента им никак не обойтись без помощи и поддержки извне: меценатов, издателей, коронованных особ или благотворительных фондов.

И, пока этого не произойдет, «трое из леса» так и будут показывать лорду Сварогу «парад нескромных декольте». Или что-то еще более «крутое».

А общество без Литературы постепенно превратится… Не дай Бог это увидеть!


Кямал Асланов [2023-12-09 16:59:28]
Пора наконец согласиться с тем, что литература никого НЕ ДОЛЖНА учить и воспитывать. Довоспитались уже. "Самая читающая публика в мире" озверела до невозможности, уже детей насилует и убивает. Павел Корчагин сделал своё дело. Пора литературе заняться литературой, вернуться к Чехову, хоть кого-то утешить и обнадёжить, поддержать в это жестокое время

Ответить
Виктория Тищенко [2020-05-29 10:04:34]
Хорошую тему Вы подняли, Борис. А вот примеры привели так себе. Во второй редакции, где я работала (это было в 1996 году), детективы все дружно именовали дефективами. Всякого рода чтиво существовало во все времена. И высмеивалось всегда.

Но в целом Вы правы: издательства не согласны издавать книги неизвестных авторов даже на безвозмездной основе, не говоря уже о такой роскоши, как АГ. А литература — это труд. Это касается и прозы, и поэзии. Даже четверостишие написать хорошее — это труд. А многие авторы вынуждены заниматься поденщиной и теряют драгоценное время на ерунду вместо того, чтобы совершенствами.

Да Меценату в уши Ваша статья, спасибо!

Ответить
Олег Павловский [2017-08-24 18:18:09]
Борис, талантов на самом деле очень немного как в России, так и за ее пределами. И заняты талантливые люди литературной работой далеко не всегда. Таланты, «гении», это сплошь полные «синестетики». Такими были и Горький, и Блок, и Кандинский… Стихи, картины, музыка – они не сочиняются, а пишутся исключительно по вдохновению. Иногда можно писать роман двадцать лет, если вдохновение отходит и возвращается снова. А поэму можно написать и «не отрываясь» за неделю, но сил потом уже ни на что не остается до следующего приступа «высокой болезни».

Талан в любом деле пригодится, но иногда его заменяет «трезвый взгляд».
Для публициста это еще приемлемо, а для художника уже нет.
«Видение», «энергетика» «информативность». Это и есть искомый талант.
Можно сказать, что «видение» автора основано не на знание или умением пользоваться литературными приемами. Здесь информация проходит «на тонком уровне» и простой логики или украшательства уже явно не достаточно. Цель Вселенной – Творчество и постоянное совершенствование. Информативность любого произведения литературы и искусства, это не количество печатных знаков или размеры холста.
А движущей силой, дающей внутреннюю энергетику работе, по-видимому, является Любовь, но в предельно расширительном значение этого слова.
Только любовь способна тронуть сердце человеческая, вызвать сострадание и стремление к самопожертвованию.

Конечно, и жанры, и уровни очень разные. Но от комедии до трагедии всегда один шаг. Любое произведение литературы и искусства – это некое неустойчивое равновесие между Добром и Злом.


Ответить
Арон Липовецкий [2016-04-07 12:07:46]
Вряд ли автор сюда заглянет, поэтому обращаюсь в публикатору.
"...которая – в идеале! – должна учить и воспитывать" - с этим автор и открывает книжки? Ищет учителей и воспитательниц? Принято считать, что новая (в отличии от античной) светская литература начиналась в т.н. эпоху Возрождения и несколько раньше. Например, проза с "Декамерона", очень актуального и высоконравственного куртуазного учебника. "Декамерон" же вырос из нравоучительных католических "экзамплов" для простонародья. Вот эти экзамплы и были учителями и воспитателями. Но кто же их помнит?

Почему бы автору не почитать более продуманное и опирающееся на широкий контекст. Например, вот это http://postnauka.ru/talks/48454
Цитата: "Русская проза мне кажется неинтересной. Вообще я думаю, что эпоха романов в принципе кончилась, потому что люди все менее приспособлены к чтению длинных линейных нарративов." (с) М.Ямпольский

И это не по поводу лежачих, не про "милорда глупого", которых и пинать-то грешно.

Ответить
Борис, спасибо за прекрасную статью! Подписываюсь под каждым словом.
Увы, возврата прошлому нет, но надеяться на то, что литература всё-таки не умрёт и будет ещё нужна, очень хочется. Это может быть только в том случае, если писатель перестанет опускаться до (среднего) уровня современного читателя. (Всегда считала, что читателя нужно не ублажать, а воспитывать.) Но на сегодняшний день - это утопия. Грустно, очень.
Спасибо.

Ответить
Юрий Ко [2011-11-13 16:48:27]
Уважаемый Борис Кунин! Хороша статья, да запоздала лет на двадцать. Чтиво, пробуждающее жевательный рефлекс, существовало во все времена, да только в наше время стало приносить баснословные доходы. Ушел далеко на задний план читатель мыслящий, тонко чувствующий, сопереживающий; писатель, впрочем, тоже. Общество вполне насытилось модернизированной личностью – рыночной. Собственно и не личностью, а разновидностью товара. А когда душу превращают в товар, прекращается и человеческая история. Начинается нечто иное. Что уж о литературе толковать.

Ответить